Журналисты и критики о театре: статьи, заметки, очерки и радиопередачи

Рецензия "Мои зрительские впечатления"

Чувства приходят к нам, и мы не в силах сопротивляться им, они захватывают наше сознание,  эмоции, душу – делают там переворот. И мы уже не такие, как были до этого. Мы изменяемся раз и навсегда. Это одно из первых размышлений, посетивших меня, когда прошли первые полчаса спектакля «Мой бедный Марат» в Народном Драматическом театре.

Марат, Лика и Леонидик – вчерашние дети, – судьбы которых настолько плотно переплелись, что возник узел взаимоотношений. Постигая и распутывая его, зритель невольно заглядывает и внутрь самого себя.

Любовь и дружба… Казалось бы, знакомые нам понятия, уже даже набившие оскомину из-за того, что часто в них вкладывается весьма тривиальный смысл, обесценивающий их в современном обществе. А все ли мы понимаем о любви и о дружбе и о том, какие формы они могут принимать в жизни? Дружба, переросшая в любовный треугольник. Люди, нашедшие друг друга на всю жизнь. Спектакль дает шанс взглянуть на любовь и дружбу более глубоко, расширив свои собственные горизонты восприятия жизни.

Поражает, какой удивительной чистотой пронизаны отношения троих друзей. Мы видим благородство каждого из них. Актерам удалось точно передать, что в пьесе нет положительных и отрицательных героев. У Арбузова вообще нет однозначно плохих и хороших людей, ведь он писал о конфликте человека с самим собой, а это самый сложный и самый сильный вид драмы.

Особенно зрительское внимание фиксируется на том, в каком противоречии показана Лика, мечущаяся между зовом сердца и голосом рассудка, между любовью-нежностью и любовью-жалостью. В процессе развития художественного действия ее душевный надлом прорисовывается все ярче, а сопереживание ей становится все острее. Жизнь противоречива, и в ней нужны противоречивые качества. Из нитей самых различных, на первый взгляд несовместимых (но только на первый взгляд) цветов и оттенков складывается ткань жизни, ткань отношений.

Как  удивительно устроена жизнь. Промыслительно.  Когда нам следует что-то изменить в себе, вокруг себя, сделать то, что свыше наших сил, возможностей, - нам посылаются люди. Лика, Марат и Леонидик были посланы друг другу, чтобы, потеряв в блокаду все, в тесном переплетении своих характеров и в пересечении своих жизненных путей суметь выстоять перед лицом смерти, самосохраниться и помочь другому не погибнуть,  не потерять веры в завтрашний день и в окончание войны. Их сблизило жестокое, бесчеловечное время. Но их души были открыты для первых трепетных чувств, искренних порывов и человеческого добра. Наверное, каждый из этих персонажей мог бы сказать: «Какое счастье осознавать, что ты всегда со мной! Что ты не можешь исчезнуть, растаять просто так. Потому что ты всегда во мне – в моем сердце! Эта ноша одновременно тяжела и приятна».

Марат и Леонидик ушли на фронт, храня каждый в своем сердце образ Лики и свою любовь к ней. Как знать, может, именно Лика, сама того не осознавая до конца, стала невидимым ангелом-хранителем для Марата, помогая ему пройти ужасы войны, словно оберегая от вражеских пуль, сразивших его товарищей, давая шанс вернуться целым и невредимым и даже героем Советского Союза. Не случись их встреча, его судьба сложилась бы иначе. Леонидику война не принесла наград, напротив, отобрала здоровье, нанесла увечье. Но сила любви также сберегла и его, а «ноша» в его сердце придавала ему, по сути своей мягкотелому человеку, сил выстаивать там, где другой сломался бы.

А Лика, потерявшая всю семью, маму… Разве она смогла бы пережить мрачное военное лихолетье, если бы ей нечего было противопоставить отчаянию? Только любовь как неугасимая лампадка, как последний спасательный круг вытаскивала ее из болота безвременья суровых рабочих будней, подпитывала изнутри, давала стимул не сдаваться, когда она осталась одна и вчерашние мальчишки – ее единственные оставшиеся на этом свете близкие люди – ушли на фронт.

А сам факт, что ребята – Марат и Леонидик – все-таки вернулись с войны, разве не чудо любви? Зрителю дается возможность поверить в чудеса.

Любовь настолько многообразна и вместе с тем коварна, непредсказуема и спасительна, что настигает человека даже в тех обстоятельствах, когда он меньше всего думает о любви. Даже в блокадном зимнем Ленинграде, когда нечего кушать, когда невозможно согреться, под нестихающими бомбежками, в холоде и страхе зарождается настоящее сильное чувство, которое герои пронесут через всю жизнь.

Не будем забывать, что высшая форма любви – это дружба. И оттого спектакль еще становится пронзительным «гимном» дружбе: «Никогда не изменять нашей зиме сорок второго…»

После испытания войной приходит час другого испытания. Как устроить свою жизнь в мирное время? Как состояться в жизни? Как не растерять себя, не предать свои стремления и не застрять в плену обыденности, в сознательном самообмане? Нужно начать новую жизнь. И в этом смысле символично, что именно Марат стал строителем мостов. Мост соединяет разные берега, это символ связи, встречи, надежды,  мост связывает то, что кажется недосягаемым. Марат сам своим уходом от Лики будто бы попытался стать мостом для неё и Леонидика: самоустранившись, он якобы соединил их, оставив их в своей комнате, где прошло его детство. Однако это никому не принесло счастья…

Настает момент, когда самому Марату необходимо построить свой главный мост в жизни: связать свою жизнь довоенную по тем воспоминаниям детства, что терзают душу и не дают покоя, и жизнь нынешнюю, полную разочарований, усталости и личных утрат. Об этом и вещал ему странный сон, о котором он рассказал друзьям, будто он стоит на огромном недостроенном мосту, где один берег – его детство, отец, а другой берег – жизнь после войны; ему нужно закончить дело, соединить свои берега, а он не может, и волны и ветер все больше мешают.

Лика – вот его мост, переброшенный с одного берега на другой, и именно этот мост ему нужно достроить. Она, очутившись в блокадную зиму в его квартире, сожгла его вещи, особенно любимую фотографию отца, спала на его кровати в комнате, где прошло его детство, тем самым она вобрала в себя частичку его той, довоенной жизни, частичку его детства. Марат возвращается, чтобы достроить свой главный мост, соединить берега своей жизни.

А когда в новогоднюю ночь от них уходит Леонидик, то так хочется верить, что у него тоже все получится. Вдруг начинаешь жалеть его, а потом одергиваешь себя: нужно не жалеть, а верить. Очень хочется верить в него.

Самая запомнившаяся фраза – это реплика Марата: «Даже за день до смерти не поздно начать   жизнь сначала». Эти слова продолжают пульсировать в голове еще спустя долгое время. Как сохранить в себе это ощущение человека, готового строить жизнь заново, до последних своих дней? Как научиться не сдаваться? Не поддаваться усталости от жизни?

Надо всем своим существом суметь поверить, что никогда не поздно начать жить сначала. Ибо даже когда все сгорело, на пепелище зазеленели поля. У каждого человека в судьбе бывают свои пепелища, но затем все-таки должны зеленеть поля…по логике жизни…

Трое друзей, Марат, Лика и Леонидик – сколько выпало на их долю… Но несмотря на это они сохранили свою сущность, чистоту, внутреннюю доброту. После спектакля выходишь с ощущением победы света души над мраком жизни. И хочется надеяться, что каждому из них удастся построить свой главный мост в жизни и найти ключи к счастью. Спектакль «Мой бедный Марат» - это возможность еще раз задуматься о главном в жизни человека.

Надежда Зубакова



Возврат к списку